Вермеер девушка читающая письмо у открытого окна

Содержание

Ян Вермеер: свет в окне

Вермеер девушка читающая письмо у открытого окна

31 октября исполняется 385 лет со дня рождения великого голландского живописца Яна Вермеера Делфтского. Свет в окне – главный герой и объект исследования мастера. Сюжеты почти всех его полотен разворачиваются около окна, что создает уникальную атмосферу работ мастера и определяет его творческий почерк. Подробности в материале портала ОКНА МЕДИА.

Ян Вермеер: Свет в окне как главный герой

Вермеер творил в голландском городе Делфт в 17 веке. Он прожил недолгую по сегодняшним меркам жизнь – 43 года (с 1632 по 1675 год), что, однако, было нормой для позднего Средневековья.

Сегодня, наряду с Рембрандтом и ванн Хаальсом, Вермеер Делфтский – третий «великий голландец» эпохи нидерландского Золотого века в живописи.

Однако при жизни, как это часто бывает с художниками, его творчество не было оценено в должной мере – слава и деньги к полотнам Йоханнеса пришли гораздо позже, в начале 19 века.

Ян Вермеер, автопортрет

В отличие в своих соратников по живописному цеху, Вермеер не был плодовит. Известно 35 его полотен и 5 картин, которые до сих пор атрибутируются кистью мастера с долей большого сомнения. Заказчики упрекали Йоханнеса за медлительность, хотя щедро платили.

«Вид Делфта», согласно данным из каталога 17 века, был продан за 200 гульденов, при том что покупка средней руки недвижимости в Делфте того времени обходилась в 500 монет. Городские пейзажи – не типичный для мастера Делфта жанр. Есть всего две работы, изображающие панораму города: «Улочка» и «Вид Делфта».

Часть ученых полагает, что для их прорисовки художник использовал специальные оптические приборы – камеры обскура. Именно эти технические приспособления позволили ему добиться документальной точности изображения на картинах.

Ян Вермеер «Вид Делфта»

Доподлинно об использовании обскур в творческой лаборатории Вермеера неизвестно, об этом ведут многочисленные споры искусствоведы.

А вот что ясно без сомнений – Ян Вермеер виртуозно владел колористикой, мастерством передачи нюансов оттенков, возникающих в самых разных, сложных ситуациях освещения от окна.

Почти каждая его работа построена на сюжете в интерьере с падающим из окна естественным светом.

Интерьер Яна Вермеера: рожденный светом в окне

Закрытое, открытое, утром, днем, вечером и с приспущенной шторой – окно, неизменный объект не просто изображения, а самой жизни. Без него не возможен сюжет ни на одном полотне Вермеера: ведь все происходящее существует в интерьере исключительно благодаря оконному свету.

Убери его – и исчезнет сюжет. Глубокая философская подоплека и христианский символизм такой приверженности окну и льющимся из него лучам несомненны. Окно как источник света почти всегда расположено слева.

Но его «светопропускная» способность варьируется и исследуется мастером от полотна  к полотну.

Ян Вермеер «Молочница»

Вот, молочница на одноименной картине, наливающая молоко из кувшина к завтраку ранним утром. Тихий сумрачный свет начала дня скользит из высокого небольшого окна, отдавая мраморный отсвет стенам и коже, ткани и хлебу, чуть бликуя на глине.

Деревянные шпросы и мутноватое стекло в окне старого голландского дома препятствуют яркому прямому освещению.

Серовато-белесая дымка, неизменно покрывающая все полотна Вермеера приглушенностью тона, – не выдумка, а фиксация данности места и времени.

Ян Вермеер «Бокал вина»

«Бокал вина» полон яркими акцентами в винных тонах: серединный рубиновый фрагмент витража, светло-карминовое платье женщины, красноватая плитка на полу, терракотовые оттенки гобелена на столе как будто раскрывают причины и следствия сюжета через цветовую драму.

Свет из окна падает неравномерно, пучками, преломляясь в цветном витраже, извиваясь между витражных скреп.

Сцена свидания намеренно изображена в интерьере с витражным окном, которое преображает освещение и предметы через палитру нюансов, сообщает помещению романтизм и таинственность.

Великий голландец: исследования пространства окна

Вермеер окрашивает бытовой сюжет смыслами посредством возможностей света, льющегося из окна.

«Девушка, читающая письмо у открытого окна»

Знаменитое полотно «Девушка, читающая письмо у открытого окна» выдает глубокую внутреннюю напряженность и эмоциональность героини с помощью деталей окна.

Девушка подходит к окну, ей мало просто быть у источника света, она распахивает оконную створку, чтобы в полной мере погрузиться  в написанный на бумаге текст, не упустив ничего. Руки цепко держат послание, губы чуть приоткрыты, она полностью погружена в чьи-то важные для нее слова.

В оконном отражении справа блестит силуэт – анфас ее лица. Благодаря открытому окну художник дает сразу две проекции изображения.

«Дама, стоящая у вирджиналя»

Пространство вблизи окна становится своеобразной «зоной исследования» для колориста Вермеера: исследования возможностей света и цвета в их парном движении. Так, например, известное полотно «Дама, стоящая  у вирджиналя» необычно ракурсом изображения.

Ян Вермеер пишет свою героиню вполоборота спиной к окну, хотя гораздо лучше ее черты были бы заметны, поменяй он ракурс на противоположный. Позади остается большое, в  рост дамы, окно со светлыми рамами, дающее максимум света, она тоже стоит в тени, и основной световой поток достается Амуру на картине над головой героини.

Можно только предполагать, какими скрытыми смыслами наделяет сюжет такое распределение ракурсов и освещения. И так – с каждой бесценной картиной Вермеера, намекающей в простоте быта на многое.

Искусство вечное как свет 

Художник закончил свои дни в нищете, война с Францией и инфляция вынудили его брать кредиты, с которыми ему было не справиться, несмотря на то, что большую часть жизни ему посчастливилось прожить в  статусе состоятельного буржуа. Его многочисленное потомство – 11 детей, и супруга, остались без средств. После смерти мастера его жена покрыла долги семьи в счет продажи наследства – фамильной таверны в центре Делфта и полотен супруга.

 «Девушка с жемчужной сережкой»

После смерти Вермеера платили за них смехотворно мало. Наиболее известная сегодня работа мастера «Девушка с жемчужной сережкой» вместе с «Видом Делфта» продавались на разных аукционах в течение нескольких столетий по цене от 2 до 17 гульденов.

Один из современников Йоханнес писал, что «и шесть гульденов за такие работы много». В 21 веке похищенный «Концерт» Вермеера оценивается  в 100 миллионов долларов. Большинство картин Вермеера можно увидеть в собраниях Гааги, Маурицхёйса, Лондона, Дублина, Дрездена, Франции, галереях США.

Признание пришло к мастеру спустя века. Но если учесть, что искусство вечно, – это не поздно. 

Портал ОКНА МЕДИА рекомендует: ОКНА АМСТЕРДАМА – все такие разные

Источник: https://www.oknamedia.ru/novosti/yan-vermeer-svet-v-okne-47458

Вермеер девушка читающая письмо у открытого окна – Мир остекления

Вермеер девушка читающая письмо у открытого окна

«Партнер» №2 (137) 2009г.

Ирина Уманская (Коттбус)

Великий голландский художник Ян Вермеер Дельфтский прожил недолго, всего 43 года, и написал не много картин, но каждая из них — шедевр, вошедший в историю мировой живописи.

Гениальная простота

Картина Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» находится в Дрезденской картинной галерее. Она экспонируются на одном этаже с «Сикстинской мадонной» Рафаэля Санти, но в противоположном конце длинной анфилады залов. Сюжет и композиция картины предельно просты: девушка читает любовное письмо.

У современного зрителя возникает вопрос, почему любовное? Ведь ему не всегда знакомы символы и скрытый смысл некоторых деталей, которыми наполнены картины голландских художников со времен Босха. Вглядитесь в натюрморт на первом плане, отделяющий зрителей от фигуры девушки. На роскошном восточном ковре — дельфтское фаянсовое блюдо с фруктами.

Фрукты — символ плотского удовольствия и быстротечности человеческой жизни, а яблоко, как известно, напоминает о грехопадении. Первоначально художник хотел изобразить на стене еще один символ любви — фрагмент картины с купидоном-почтальоном любовных писем.

В одной из монографий, посвященных творчеству Вермеера, была опубликована фотография картины, сделанной в рентгеновских лучах. Там ясно просматривался купидон. Он держал карту с изображением цифры I, а под ним был девиз «Perfektus Amor est nisi ad unun» — «Истинная любовь верна лишь кому-то одному».

Потом художник убрал купидона, оставив стену «обнаженной», чтобы ничто не мешало любоваться девушкой. Гений Вермеера проявился в этой картине в некой недосказанности и в умении передать теплоту лирического чувства, интимность настроения. Художник расположил фигуру в центре картины, но не на первом плане, а несколько отодвинув ее вглубь комнаты.

Не зря в картине появился занавес. Первоначально на этом месте был написан ремер — высокий кубок в форме чаши тонкого стекла на массивной цилиндрической ножке. Штанга, на которой висит занавес, сам занавес и темная масса стола, на который накинут ковер, служат рамой или кулисами, отделяющими зрителя от застывшей фигуры.

Действия как такового нет, но фрукты, которые словно в замедленном кино плавно скатываются с блюда, лишают картину статичности и усиливают впечатление мгновенности момента.

Вермеер дал нам возможность на миг заглянуть туда, куда обычно посторонних не пускают — в интимный мир девушки.

Мысли ее поглощены письмом, кажется, что сейчас вздрогнут губы, произнося слова, написанные в письме. В оконной раме отражается лицо, на котором художник сумел передать, как вздрагивают ресницы. В комнате стоит волшебная тишина, и только чуть-чуть шелестит листок в руках девушки. Еще момент, она закончит читать и посмотрит в окно, откуда льется солнечный свет.

Волшебник света и цвета

У Вермеера свет не только падает на освещенные предметы, он будто проходит сквозь них. Свет окутывает фигурку девушки, он способствует возникновению чувства отрешенности от мира. Но Вермеер — и волшебник тени! Тень от рамы на стене и на отражении лица на стекле, тень от фигуры — они создают световоздушное пространство. Вермеер был гениальным живописцем.

Всю жизнь он экспериментировал с техникой живописи, был одним из первых художников, кто стал применять чистые цвета спектра.

Нужно учесть, что у Вермеера, как и у других художников XVII века, была очень ограниченная палитра красок, но в сочетании с тончайшей красочной нюансировкой, лессировкой и другими приемами он сумел добиться таких результатов, которые по праву ставят его имя в ряд величайших колористов мировой живописи. Присмотритесь, как написаны желтые полоски на жакете девушки.

Художник пишет их крошечными точками, давая мазкам почти трехмерное измерение. Этот же прием он использует, когда изображает залитую солнечным светом поверхность ковра на столе. А яблоки и сливы! Множество мельчайших крошечных точек, богатство цвета и формы. Когда Вермеер пишет волосы, особенно кудри, он использует для точечного прикосновения более жидкую краску.

Более чем за двести лет до появления пуантилизма Ян Вермеер Дельфтский применял в своих картинах точечные капельки.

В книге Сальвадора Дали «50 магических секретов мастерства» великий художник-сюрреалист писал, что он готов отрезать себе уши , чтобы узнать секрет волшебной смеси, в которую Вермеер — «лучший из лучших, обмакивал свою несравненную кисть».

Добропорядочный бюргер и прекрасный семьянин

О жизни Яна Вермеера Дельфтского написано множество работ: статей, монографий, диссертаций. Его биография хорошо известна. Родился в Дельфте, ради женитьбы на любимой девушке перешел из лютеранства в католичество, что в протестантской Голландии было равноценно подвигу.

Имел 15 детей (четверо умерли в младенчестве), известно даже имя его тещи. Был членом гильдии художников св. Луки, несколько раз избирался ее деканом.

Художник не написал ни одного автопортрета, но исследователи предполагают, что в картине «У сводни», которая находится также в Дрезденской галерее, он изобразил и себя, и свою жену. Писал он картины очень медленно — не больше двух-трех в год.

После смерти Вермеера имя его постепенно забылось.

Чтобы продать его работы, они подписывались именами более модных художников, в некоторых картинах дописывались детали. В 1742 году саксонский курфюрст Август III, приобретая картину «Девушка, читающая письмо у открытого окна», был уверен, что это Рембрандт. Правда открылась только в 1862 году.

Оборотная сторона славы

Вернул Вермеера из небытия французский критик Теофиль Торе (1807-1869 гг.), печатавшийся под псевдонимом Уильям Бюргер. Он называл Вермеера «Дельфтским сфинксом», «Колибри среди воробьев». Его восторженные статьи в «Gazette des Beaux Arts» в 1866 году буквально всколыхнули художественный мир Европы.

Полотна Вермеера стали находить в частных коллекциях, выставлять на продажу на аукционах. Несколько картин было продано в США. В российских музеях Вермеера нет, а мог бы быть. Одна из самых поздних картин художника «Аллегория веры» оказалась в коллекции знатока «малых голландцев» Д. И. Щукина. Но на этот раз чутье его подвело и он продал картину.

Так Вермеер подписывал свои полотна, но лишь одна картина «У сводни» датирована. Таким образом он обеспечил исследователей своего творчества и искусствоведов на долгие годы — необходимо было установить подлинность и хотя бы приблизительно — время написания картин.

Каким только исследованиям ни подвергались картины художника: рентгеновским, радиографическим, дендрологическим, бесконечным анализам пигментов и грунтовок и т.д. Спрос на картины Вермеера породил подделки и кражи. В ХХ веке с именем Вермеера связаны громкие криминальные истории.

Доподлинно были известны только две работы раннего, малоисследованного периода творчества Вермеера «Диана с нимфами» и «Христос в доме у Марфы и Марии», но в тридцатые годы ХХ века загадочным образом нашлись новые полотна на религиозную тематику: «Юный Христос, читающий Тору», «Иисус и грешница» и др.

  В годы Второй мировой войны картинами Вермеера заинтересовался Геринг. Он приобрел за огромные деньги «Иисуса и грешницу». После войны одного из посредников продажи фашистам национального достояния художника Ханса Антониуса ван Меегерена голландцы обвинили в предательстве, ему грозил суд.

Тогда Меегерен, достаточно известный и вполне благополучный художник, во всеуслышание заявил, что это он написал найденные работы и продал свою собственную картину, так что родину он не предавал. В 1974 и 1986 годах дважды воровали картину Вермеера «Дама, пишущая письмо», оказавшуюся в Ирландии.

Но у нее счастливая судьба: после многих лет странствий и перепродаж картина нашлась в Стамбуле в 1993 г. Сейчас она экспонируется в музее в Дублине. А вот другому полотну «Концерт» не так повезло. Картина была украдена из частного музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне.

«Концерт» является самой дорогой из украденных в ХХ веке произведений искусства и до сих пор находится в розыске.

Последняя сенсационная новость: в 2007 году на предаукционной выставке торгового дома Кристис в Москве была выставлена картина Вермеера «Святая Пракседа» (одна из первых христианских мучениц) которая раньше приписывалась кисти малоизвестного флорентинца Феличе Фиккерелли. В газетах писали, что авторство Вермеера установлено более двадцати лет тому назад и это его ранняя работа (1655 г.). Что это? Рекламный ход или действительно находка века? Слово за специалистами…

Картины Вермеера можно увидеть:

Амстердам, Рейксмузеум: «Улочка», «Любовное письмо», «Молочница», «Женщина в голубом, читающая письмо».

Гаага, Маурицхейс: «Диана с нимфами», «Вид Дельфта», «Девушка с жемчужной сережкой».

Источник: https://vsmservis.com/vermeer-devushka-chitayuschaya-pismo-u-otkrytogo-okna/

«ДЕВУШКА, ЧИТАЮЩАЯ ПИСЬМО У ОТКРЫТОГО ОКНА»

Вермеер девушка читающая письмо у открытого окна

«Партнер» №2 (137) 2009г.

Ирина Уманская (Коттбус)

Великий голландский художник Ян Вермеер Дельфтский прожил недолго, всего 43 года, и написал не много картин, но каждая из них — шедевр, вошедший в историю мировой живописи.

15+ секретов полотен Яна Вермеера — загадочного мастера света и тени

Вермеер девушка читающая письмо у открытого окна

Нидерландский живописец Ян Вермеер создал не более 45 полотен и был забыт на 2 столетия после своей смерти. Сейчас его картины — одни из самых дорогих в мире, они выставляются по всему миру и пользуются бешеным успехом. В чем его уникальность? Почему от работ Вермеера невозможно оторвать взгляд даже спустя 4 века?

AdMe.ru углубился в творчество этого голландского художника и попробует на примерах объяснить, в чем заключаются его талант и мастерство.

О жизни Вермеера известно очень мало, поэтому его иногда называют «делфтским сфинксом»

Ян Вермеер родился в 1632 году, женился и прожил большую часть жизни в городе Делфт. У художника было 15 детей, и даже для тех времен это было много.

Вермеер писал каждую картину в среднем по 2 года, хотя размеры большинства полотен невелики — примерно 50×50 см.

Художник работал в типичном для того времени бытовом жанре и изображал людей среднего класса или служанок за работой и на досуге.

Живопись была для него не единственным источником дохода: Вермеер торговал предметами искусства и хорошо на этом зарабатывал.

Самая известная картина художника — «Девушка с жемчужной сережкой»

© commons.wikimedia.org  

«Девушка с жемчужной сережкой», галерея «Маурицхёйс», Гаага, Нидерланды

Эта картина когда-то была куплена всего лишь за 2,5 гульдена (около 100 рублей). По одной из версий, на полотне изображена дочь Вермеера, но достоверной информации на этот счет нет.

Недавно проведенное исследование картины показало, что жемчуг может быть фальшивым: он слишком крупный, чтобы быть натуральным.

К тому же ученые не нашли петли или крючка, при помощи которой «жемчужина» крепится к уху.

Вермеер прожил всего 43 года, оставив семью без средств к существованию. Его супруге пришлось от всего отказаться, чтобы хоть как-то рассчитаться с долгами. Она оставила себе лишь одну, самую любимую картину художника — «Искусство живописи».

После смерти имя художника было забыто на долгие годы. Лишь в 1860-х годах картины Вермеера попали в поле зрения искусствоведов, а вскоре их стали покупать богатые коллекционеры и государственные музеи.

За всю свою жизнь Ян Вермеер написал не более 40–45 полотен, но этого стало достаточно, чтобы в XX веке его признали великим художником и поставили в один ряд с Рембрандтом и Ван Гогом.

И к концу этой статьи вы поймете почему.

Внимательно взгляните на эти картины. Как вы думаете, что их объединяет?

© wikimedia.org  

«Хозяйка и служанка», коллекция Фрика, Нью-Йорк, США

© wikimedia.org  

«Географ», Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, Германия

© Google Art Project  

«Бокал вина», Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия

А вот и отгадка: секрет в мастерски прописанном свете

Свет на полотнах Яна Вермеера рассеивается настолько естественно и красиво, что кажется, будто персонажи вот-вот оживут. Не зря герои его картин так часто изображены именно вблизи окон. Пожалуй, больше ни один художник не смог настолько точно передать игру света и тени в своих работах.

Полотна Вермеера таят в себе массу скрытых символов

© nga.gov  

«Женщина с весами», Национальная галерея искусства, Вашингтон, США

Посмотрите на картину «Женщина с весами». Казалось бы, сюжет полотна прост и вряд ли в нем прячется какая-то загадка. Но все не так однозначно.

Свет, льющийся из окна под потолком, освещает каждый предмет в разной степени и придает картине таинственности. Рядом с окном висит зеркало, на стене — картина с изображением Страшного суда. На столе стоят шкатулки с золотом, жемчугом и деньгами.

А теперь обратите внимание на весы, которые женщина держит в руках. Их чаши пусты, и это символизирует предстоящий в конце жизни человека Страшный суд.

Существует мнение, что натурщицей для данной картины послужила жена художника Катарина.

© commons.wikimedia.org  

«Девушка, читающая письмо у открытого окна», Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Один из самых распространенных сюжетов в полотнах Вермеера — девушка, которая читает письмо от любимого. Живописец расставил акценты на картинах так, чтобы зрители смогли догадаться, о чем же рассказывают эти письма.

Взгляните на картину «Девушка, читающая письмо у открытого окна». И снова этот волшебный свет: он буквально разбивается на крупицы и мягко освещает и комнату, и саму девушку, в то же время будто озаряя ее надеждой. Распахнутое настежь окно намекает на желание перемен и, быть может, желание встречи с любимым человеком.

Но посмотрите на героиню: ее глаза опущены. Возможно, ее мечты разрушились только что, и виной тому письмо, которое она читает. Считается, что в картине спрятан любовно-эротический подтекст и фрукты на столе символизируют грехопадение Адама и Евы.

© rijksmuseum.nl  

«Любовное письмо», Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды

На картине «Любовное письмо» совсем другая история: перед нами хозяйка, получившая письмо, и ее служанка.

Художник использует интересный прием и искусственно сужает картину: сначала мы видим занавеску и стены, а затем уже действующих лиц. Служанка рада, что письмо наконец-то пришло, а вот хозяйка выглядит растерянной.

Кажется, ее отношения с любовником не складываются: на это намекает картина с морским пейзажем — стихией буйной и непредсказуемой.

«Женщина, читающая письмо», Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды

Еще одно полотно с девушкой, читающей письмо, и снова совсем другое настроение. Холодный свет, строгая женская фигура, пронзительный голубой цвет и никакого намека на эмоции и чувства.

Возможно, эта женщина давно замужем, а письмо она получила от своего странствующего мужа, на что косвенно намекает висящая на стене карта Голландии.

Казалось бы, один и тот же сюжет, один и тот же художник, но истории и эмоции на них совершенно разные. Что это, если не талант?

Вермеер использовал очень дорогие и редкие краски

© rijksmuseum.nl  

«Молочница», Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды

Художник любил добавлять в свои полотна насыщенные цвета, став примером в смелости цветовых решений для многих живописцев XIX–XX веков. Так, на картине «Молочница» фартук и полотенце написаны чистым ультрамарином, а белый фон стены еще лучше подчеркивает яркость цвета. Этот, казалось бы, простой прием делает обычную молочницу какой-то одухотворенной, магнетической.

© nga.gov  

«Женщина в красной шляпе», Национальная галерея искусства, Вашингтон, США

Любопытно и то, что подобные краски в те времена были очень дорогими, а тот же ультрамарин из-за сложности производства и доставки стоил дороже золота. По всей видимости, у Вермеера были богатые покровители или заказчики, которые оплачивали дорогие материалы.

Он не боялся экспериментировать и открывал новые приемы в искусстве

© metmuseum.org  

«Молодая женщина с кувшином воды», Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Чтобы изобразить тени на светлом, художник впервые смешал умбру, ультрамарин и свинцовые белила. На картине «Молодая женщина с кувшином воды» Вермеер пишет белое на белом: видны все складки ткани, сквозь которую просвечивают рукава и контуры прически. Этот трюк, придающий полотну легкости и света, импрессионисты откроют лишь через 200 лет.

© Google Art Project  

«Искусство живописи», Музей истории искусств, Вена, Австрия

А вот и самая любимая работа Вермеера. Ее он написал для украшения собственной мастерской. Именно эту единственную картину жена художника Катарина сохранила в собственности семьи после смерти супруга.

В картине спрятано множество интересных деталей. Занавес на переднем плане предлагает взглянуть на развернувшееся действие, увидеть, как творится история. Спиной к зрителю сидит художник — считается, что Вермеер изобразил здесь себя.

Художник пишет не просто портрет девушки, а Клио — музу истории в древнегреческой мифологии, о чем говорит лавровый венок у нее на голове. С историей связаны и карта Нидерландов с трещиной, и люстра, увенчанная двуглавым орлом — гербом Габсбургов.

История меняется, время ускользает, а художник пытается уловить его, навечно оставив на холсте, как это и делал сам Вермеер.

Узнали ли вы что-то новое о работах Яна Вермеера из этой статьи? А может быть, и вам есть что рассказать об этом одаренном голландце? Поделитесь своими впечатлениями.

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/15-sekretov-poloten-yana-vermeera-zagadochnogo-mastera-sveta-i-teni-2229715/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.